ПОСТРОЙКА
ШВЕРТБОТА "РОБИНЗОН"
Сам
чертеж довольно странной лодки, напоминающей
“Оптимист”, но только с двумя мачтами и вдвое большей длины,
использованы
паруса и все остальное, кроме мачт от “Оптимиста”: детали рулевого
устройства,
блоки, гики. В остальном же новая лодка напоминает “Оптимист” только
внешне - очертанием бортов.
ИМЕЮЩИЕСЯ
ОТЛИЧИЯ:
Во-первых,
вместо совершенно плоского днища, у него - днище
с небольшой килеватостью или, другими словами, с
V-образностью. В носовой части скула поднимается выше
ватерлинии;
благодаря этому лодка не будет “цеплять” носовым транцем гребешки волн
при
лавировке. Если вы представите себе ватерлинию, то окажется, что ее
носовой
конец не тупой, как на “Оптимисте”, а сужающийся, как на лодках с
острым
форштевнем. Почему острый нос? Хотелось сохранить все достоинства
корпуса с
носовым транцем: большую площадь ватерлинии, а следовательно,
высокую
начальную остойчивость и хорошую всхожесть на волну, в частности — на попутных курсах. Когда такой швертбот
нагоняет крутую волну, он не втыкается в нее штевнем с риском
опрокинуться, а
мягко всплывает.
Второе
отличие: вместо кинжального шверта применен
вращающийся, перо руля сделано подъемным. Конечно, швертовый колодец
при таком
варианте занимает гораздо больше места, зато, если швертбот “наедет” на
мель,
шверт и руль “автоматически” поднимутся. На лодках, более крупных, чем
“Оптимист”, втыкающийся шверт делают крайне редко. При посадке на мель
такой
шверт сильно “нагружает колодец”, здесь наверняка со временем появится
течь;
нередко ломается сам шверт.
Вместо
закрепляемых пенопластовых блоков плавучести
устроены герметичные отсеки - воздушные ящики. Продольные и поперечные
переборки выгораживают четыре таких отсека - по одному у транцев и
два
бортовых. Переборки отсеков одновременно служат важными частями
конструкции -
придают корпусу прочность и жесткость. На кормовых отсеках
размещаются рулевой
и еще один-два человека. Настил носового отсека образует удобную
палубу.
Кстати, под нею предусмотрен небольшой багажник для размещения
снабжения лодки
- якоря с канатом, черпака.
Швертовый
колодец получился раскрепленным очень удачно -
надежно: в носу - к переборке багажника, в корме
- к поперечной банке, которая будет служить сиденьем для
двух гребцов,
когда возникнет необходимость перейти с парусов на весла. Вторая пара
гребцов
может сидеть на носовой палубе. А если достать подвесной моторчик
“Спутник” или
“Салют”, его можно будет навешивать на транец. Скорость 6
км/ч под 2-сильным моторчиком гарантирована.
ОСОБЕННОСТИ
ПОСТРОЙКИ
КОРПУСА
Прямо на
листах фанеры можно сразу вычерчивать шпангоуты “Робинзона”. Тут
предусмотрен
хорошо освоенный процесс сборки корпуса вверх килем. Здесь можно
обойтись без
лекал: форму корпуса задают два транца, три поперечные переборки (на шп. 1, 2 и 6)
и три шпангоутные рамки (шп. 3, 4 и
5). Верхние концы топтимберсов всех рам
соедините шергень-планками, которые служат затем основанием для
установки
поперечного набора на стапель. Его сделайте из двух параллельных досок
поставленных на ребро простроганными и выверенными кромками вверх.
|
Основные
данные швертбота "Робинзон" |
|
|
длина
наибольшая, м |
4,72 |
|
длина
по КВЛ, м |
3,80 |
|
ширина
наибольшая, м |
1,70 |
|
ширина
по скуле, м |
1,31 |
|
высота
борта в носу/на миделе/в корме, м |
0,76/0,52/0,52 |
|
масса
(вес) порожнем, кг |
108 |
|
пассажировместимость |
4
взрослых,
или
6 детей |
|
площадь
парусности, м2 |
7,30 |
Когда
все шпангоуты, переборки и транцы выверены и
раскреплены, на них наложите киль. Подтянув его при помощи шнуров
вплотную к
транцам, наметьте положение вырезов под киль в поперечном наборе. Затем
киль
снимите и сделайте эти вырезы, обработав стамеской до плотного
прилегания киля
ко всем флорам. Поставив киль на место, закрепите его на клею и
шурупах 4х40, завинчиваемых по два в каждый
флор.
Крепление киля к транцам дополнительно усильте кнопом и старнкницей,
выпиленными из 25-миллиметровой доски. Эти кницы причерчивайте по
месту, как
когда-то причерчивались основания швертовых колодцев. После обработки
кромок
обе кницы прижмите струбцинами к килю и закрепите на клею и шурупах.
Соберите
швертовый колодец и займитесь его монтажом.
Сначала прострогайте торцевые стенки колодца так, чтобы он плотно
входил между
переборкой на шп.2 и флором на шп.4.
Затем причертите к килю нижнюю кромку
колодца. Шпонки колодца врежьте в киль, затем поставьте колодец на
место,
хорошо смазав его основание клеем. На клею и шурупах закрепите колодец
и к
переборке на шп.2. (Разумеется, не
забывайте загрунтовать перед сборкой внутренние поверхности его стенок
и хорошо
окрасьте - сделать это, когда колодец стоит на месте, довольно
трудно.)
Теперь
можно было приступать к врезке в шпангоуты
привальных брусьев, скуловых стрингеров и днищевых стрингеров, к
которым
впоследствии будут приклеены продольные стенки бортовых отсеков.
Особенностью
конструкции, было то, что топтимберсы всех
шпангоутов после окончания сборки корпуса следовало обрезать на уровне
бортового стрингера. Торцы топтимберсов оказались затем закрытыми
сверху
настилом отсеков плавучести. Поэтому привальные брусья основательно -
на клею и
шурупах - необходимо закреплять только к транцам; к топтимберсам же их
прихватили временно гвоздями так, чтобы потом можно было легко
освободить от
креплений удаляемые части, а выступающие концы гвоздей откусить
кусачками и
запилить напильником вровень с поверхностью обшивки.
Чтобы
не мучиться с гнутьем, скуловые стрингера выклеивайте
на месте из двух реек сечением 22х22 мм.
Сначала в заранее вырезанные и подогнанные гнезда в шпангоутах уложите
одну
рейку, закрепите ее шурупами и на клею; затем, смазав клеем кромку
рейки,
обращенную вверх, наложите на нее вторую рейку. Соединение запрессуйте,
обмотав
обе рейки по всей длине втугую шнуром. После затвердевания клея
обработайте
стрингера до нужного сечения.
Одновременно
с днищевыми стрингерами в шпангоуты врезали
рейки, на которых настил отсеков плавучести соединяется с
продольными
переборками. Подобравшись снизу под набор, поставили на место
продольные
стенки бортовых отсеков, запрессовывая кромку фанеры к рейкам мелкими
латунными
гвоздиками 2х20. Теперь выставленный на стапеле набор приобрел
достаточную
жесткость, можно было снимать малку со всех кромок, примыкающих к
наружной
обшивке.
К
этому времени уже были склеены “на ус” до полной длины
заготовки обшивки. При окончательном креплении листов кромки частей
топтимберсов,
подлежащих удалению, клеем не смазывали (и шурупы в них, естественно,
не
заворачивали). Шурупы 4х20 ставили в
шахматном порядке, выдерживая шаг: по скуловому стрингеру - 75 мм, по привальному брусу - около 150
мм, по рейкам обвязки переборок и транцев
- 50 мм.
Перед
окончательной установкой днища убедитесь в том, что
во всех углах флоров имеются вырезы - шпигаты - у киля для
свободного протока
воды из носа и кормы в среднюю часть лодки. Делать шпигаты на уже
обшитой лодке
довольно трудно.
После
того как все кромки обшивки были застроганы и по
верху бортов снаружи установлены буртики, корпус “Робинзона” сняли со
стапеля.
Начались довольно трудоемкие работы по подгонке настила герметичных
отсеков и
монтажу различных деталей оборудования.
Чтобы
подогнать лист носовой палубы, сначала “разбили сетку”:
прочертили на заготовке линию ДП и перпендикулярные ей поперечные линии
бимсов
на носовом транце, шп. 1 и 2;
затем на этих поперечных линиях отложили
полушироты, замеренные при помощи рейки от ДП до бортов непосредственно
на
строящемся корпусе. Соединив полученные точки плавной кривой, опилили
лист по
контуру с припуском по 5 мм на борт.
Укладывая лист на свое место и за несколько раз, понемногу,
сострагивая лишний
материал с его кромок, добились плотного прилегания к обшивке по всему
периметру.
На
нижнюю кромку листа вынесли положение прилегающих к
нему кромок набора и, наклеив на эти места полосы липкой ленты,
проолифили всю
остальную внутреннюю поверхность, а затем и покрыли ее парой слоев
масляной
краски. Заодно окрасили все поверхности корпуса, которые должны
были
впоследствии оказаться внутри герметичных отсеков.
По
высыхании краски сняли липкую ленту, промазали эти
неокрашенные полосы, как и сами кромки набора, клеем и окончательно
поставили
палубу на место.
Точно
так же закрыли сверху фанерным настилом кормовой и
бортовые отсеки, предварительно поставив на место рулевые петли.
Поперечная
банка на шп.4, уложенная сверху на настил
отсеков и швертовый колодец, окончательно придала корпусу
прочность,
предусмотренную проектом. Банку закрепили на шурупах 5х50.
Теперь
можно было устанавливать, надежно закрепляя к
корпусу, металлические детали: гнездо фок-мачты - степс, сваренный
из обрезка
трубы 2х45 мм и опорной пластины
2,5х75х75 мм; утки и киповые планки для
швартовов; подуключины; обушки для гика-шкотов (годятся от
“Оптимиста”). В
привальный брус у обоих транцев врезали горизонтальные кницы.
По
уже освоенной технологии изготовили из фанеры руль и
шверт. Отверстия в них для осей защитили от износа втулками, согнутыми
(вокруг
болта) в виде трубок из миллиметровой латуни; вставив эти трубки на
место, их
концы развальцевали в отверстии.
Чтобы
удерживать киль и перо руля в опущенном положении,
ведь они деревянные и будут стремиться всплывать, необходимо врезать
свинцовые
пластины или приспособить дополнительные снасточки, которые
действовали бы в
противоположном сорлиню и шверт-талям направлении. Для киля
достаточно
свинцовой пластины с размерами 12х120х120
мм, а для руля - 80х80х80 мм. Есть и еще один выход: сделать перо руля
и шверт
из стали или алюминия - тогда всплывать они не будут вообще. Для
прочности
достаточна толщина листа 4 мм.
Вообще
рулевое устройство с подъемным пером значительно
сложнее, чем у “Оптимиста”. Кроме пера руля и румпеля необходимо
сделать еще и
колодку-баллер, к которой крепились рулевые петли, перо и румпель. На
румпеле
установили стопор для сорлиня, при помощи которого руль можно будет
фиксировать
в приподнятом положении. На боковой стенке швертового колодца, у его
кормового
среза, закрепили небольшую уточку для шверт-талей.
Корпус
снаружи оклеили слоем тонкой стеклоткани на
эпоксидной смоле.
ВЫБОР
ТКАНИ ДЛЯ ПАРУСА
Подберите
подходящую ткань. Вот уже 50 лет, как на лучших
гоночных яхтах традиционную льняную и
хлопчатобумажную парусину сменили синтетические ткани - дакрон,
терилен,
лавсан, а для шитья самых легких парусов - нейлон. Первые три из
названных
тканей вырабатываются из волокон полистера - полимера, получаемого в
процессе
переработки нефти; сырьем для нейлона служит каменный уголь.
Паруса из
синтетики прочны и легки, не гниют и не растягиваются при сильном
ветре, как
это неизбежно бывает с парусами из растительных волокон. Часто
синтетические
ткани пропитывают синтетическими же смолами, благодаря чему они
становятся еще
более гладкими и плотными, долго сохраняют ту форму, которую придал
парусу
мастер.
Искать
в
магазине лавсан - отечественный вариант дакрона - бесполезно: эта ткань
выпускается в очень небольших количествах. Да и портить такой материал
для
шитья первого паруса, когда Вам еще только предстоит осваивать тайны
этого
тонкого дела, пожалуй, не стоит. Попробуйте найти что-нибудь
подходящее среди
обычных хлопчато-бумажных тканей.
Прикиньте,
каким условиям должна отвечать ткань для нашего паруса.
Она
должна
быть возможно более плотной - воздухонепроницаемой, чтобы не
продуваться
ветром, а использовать всю его энергию на создание тяги. Испытать
плотность
ткани можно, приложив кусочек ее к губам и попытавшись ее продуть;
хорошая
ткань для паруса не будет продуваться совсем или будет продуваться с
трудом.
Ткань
должна
быть достаточно прочной, иначе парус просто не выдержит действия
ветра.
Прочность обычно проверяется в лаборатории: замеряют усилие, при
котором
разрывается полоска определенной ширины.
Паруса
из
прочных синтетических тканей шьют из широких ее полотнищ - в полную
ширину
материала. Если используется ткань из растительных волокон - даже
лучшая
специальная парусина, приходится разделять полотнище ткани по
ширине на две
или даже три части, заранее закладывая продольные складки -
фальшшвы. В каждом
таком фальшшве ткань оказывается сложенной в три слоя, благодаря этому
парус в
целом становится прочнее, меньше растягивается под действием ветра.
Вот,
кстати сказать, и третье важнейшее свойство: способность не
растягиваться под
нагрузкой. Растягиваясь, парус быстро теряет свою аэродинамическую
форму и
работает гораздо хуже. Особенно ценятся ткани, которые не дают
большой вытяжки
при действии растягивающих сил, направленных под углом к
направлению нитей, из
которых выткано полотно. Так, например, действует натяжение фала вдоль
передней
шкаторины.
Наконец,
ткань должна быть гладкой. Последнее свойство
очень важно при ходе в бейдевинд, когда возрастающие силы трения о
парус
заметно тормозят продвижение яхты вперед.
Вес
ткани
находится в прямой связи с прочностью и нерастягиваемостью. Когда
сравниваются
ткани, выработанные из одного материала, можно сказать, что чем больше
вес 1 м2
ткани, тем из более толстых и прочных нитей она выделана, тем она
плотнее.
Нужна ткань весом 120-200 г/м2.
Более тяжелая - будет хуже принимать необходимую форму в слабый ветер
да и
просто груба для такого маленького паруса. Если же взять легкую ткань
весом 80-100 г/м2, она окажется
недостаточно прочной и плотной.
Для
паруса
годится перкаль, миткаль, бязь, тик для пера (из него обычно шьют чехлы
на
матрасы и подушки), в крайнем случае - “плащ-палатка”. Желательно,
чтобы парус
был белым, но можно купить ткань какого-либо “морского” цвета -
голубого,
синего, светло-зеленого, красного, даже желтого; красивый парус
получится,
если цветные полотнища чередовать с белыми.
Ткань
надо покупать с запасом. Обычно на швы, различные
местные усиления, усадку и в отходы уходит не менее 20%
площади ткани. Значит, для нашего паруса площадью 3,7
м2 нужно купить 4,5 м2
ткани, также потребуются: пара
катушек белых ниток № 10, парусная
трехгранная игла (лучше несколько наборов), пара тюбиков
резинового клея и
несколько сапожных шильи. Не забудьте - что парусов ДВА штуки, значит
все
расходы увеличатся в два раза !
ШИТЬЕ
И ОТДЕЛКА ПАРУСА
Раскрой паруса. Сначала предстоит разбить плаз -
вычертить парус
в натуральную величину на полу.
Четырехугольный
парус схематически можно представить в виде
двух треугольников: диагональ, проведенная из верхнего галсового
угла в
шкотовый, является их общим основанием. Эта диагональ, а также
линии передней
и верхней шкаторин, как вы видите на схеме, сходятся в одной точке. С
нее и
нужно начинать!
Воткните
в пол шило и, привяжите к нему намеленную толстую
нитку, отбилите прямую, которая обозначила переднюю шкаторину. От шила
по этой
линии отложите расстояние 1750 мм -
такой размер парус должен иметь по передней шкаторине. Не снимая нитки
с шила,
на ней отметьте заданный обмерным чертежом размер диагонали - 2580 мм и, обмотав лишним концом нитки
карандаш, прочертите им дугу примерно в том месте, где должен быть
шкотовый
угол. Затем на той же нитке отмерьте 1240
мм - длину верхней шкаторины, и сделайте засечку для нок-бензельного
угла.
Потом
шило
воткните в точку, соответствующую нижнему галсовому углу, и прочертите
радиусом 2000 мм дугу до пересечения с первой
засечкой.
Эта точка стала шкотовым углом.
Чтобы
разметить второй треугольник, таким же способом прочертите дугу радиусом 2800 мм из шкотового угла вверх. Точка ее
пересечения с засечкой радиусом 1240 мм
станет четвертым - нок-бензельным углом паруса.
Для
получения полного контура паруса нужно еще разметить выпуклости -
серпы,
имеющиеся на всех шкаторинах, кроме верхней.
Для
построения серпа по задней шкаторине ее длину по прямой разделите на
три равные
части и к этим точкам восстановили перпендикуляры. На верхнем
перпендикуляре
отложите 200 мм, на нижнем - 160
мм. Эти две точки соедините прямыми линиями
между собой, а также с нок-бензельным и шкотовым углами
паруса.
Серпы
по
передней и нижней шкаторинам придают парусу выпуклый аэродинамический
профиль:
когда "кривые" шкаторины паруса растягивают по прямолинейным мачте и
гику, излишняя длина шкаторины превращается в пузо паруса.
Величина серпа по
передней шкаторине равна примерно 2% ее
длины, т.е. 35-40 мм. По нижней шкаторине
примерно на расстоянии 40% ее длины от
мачты (800 мм) отложите высоту серпа 100 мм. Плавные кривые по обеим шкаторинам
прочертите при помощи гибкой рейки, прижатой к полу грузиками.
Парус,
начерченный на полу, имеет максимально допустимые размеры. Но, как
и другие
растительные ткани, материал с течением времени будет вытягиваться
по утку - поперек тканого полотнища и
садиться вдоль
основы - вдоль полотнища. Поэтому, чтобы в дальнейшем высота
паруса не
превысила предусмотренных правилами величин, нужно его заранее
немного
укоротить. Вытягивание обычно составляет 4-5%
длины шкаторины. Это значит, что нужно срезать по верхней шкаторине
паруса
полосу шириной 80 мм.
Чтобы
ткань не села при первом же дожде, прежде всего ее
намочите, а после просушки прогладили утюгом.
Для
прочности полотнище прошейте парой фальшивых швов. Рулон ткани
разверните на
полу и проведите мягким карандашом две продольные линии, делящие
ширину
полотнища на три равные части. Сложив ткань вдоль одной из линий,
прошейте
полотнище на швейной машине так, чтобы образовалась складка фальшшва
шириной 15 мм. Затем прогладьте складку
утюгом и,
отогнув ткань к основному полотнищу, прошейте снова; при этом игле
придется
пробивать уже не два, а три слоя ткани. Шейте швом “зигзаг” - наиболее
прочным,
не деформирующимся под нагрузкой.
Второй
фальшшов прошейте точно таким же способом. Затем
рулон ткани с прошитыми фальшшвами перенесите на парусный плаз и
раскатайте
полотнище перпендикулярно задней шкаторине так, чтобы его нижняя кромка
оказалась немного выше галсового угла. Разгладив и слегка растянув ее,
ткань
закрепите шильями и отрежьте от рулона, оставив припуск 50
мм по задней шкаторине. Второе полотнище уложите так, чтобы его
нижняя кромка перекрывала верхнюю кромку первого на 15-20
мм, и вновь обрежьте по задней шкаторине с таким же
припуском. Остались незакрытыми тканью только два участка - у
верхней
шкаторины и внизу у гика. Их выкроите из той же прошитой фальшшвамм
ткани,
оставляя припуски на подгиб шкаторин по 50
мм и на перекрой в швах - 20 мм. Начерно
обрежьте края всех полотнищ и по передней шкаторине.
Следующая
операция - подгибка продольных кромок полотнищ.
Сделайте это при помощи стальной линейки. Отогнув кромку
снятого с плаза
полотнища на 5-8 мм, ее тут же утюжьте
горячим утюгом. В каждом соединении кромку одного полотнища отгибайте
вверх, а
смежную кромку другого - вниз: при наложении одной кромки на другую обе
отогнутые части должны быть внутри шва.
Теперь-то
и понадобился резиновый клей! Вновь уложите все
полотнища на плаз, тщательно выровняли подогнутые кромки, выдерживая
одинаковой
ширину шва (15-20 мм), и соедините их,
промазав клеем.
Если
бы не клей, пришлось бы сметывать все полотнища
вручную. Не беда, если немного испачкали ткань: клей быстро отстает,
свернувшись в комочки.
“Склеенный”
парус снимайте с плаза, теперь можно прошивать
швы. Шейте вдвоем: один следит за швом, тщательно разглаживая каждую
строчку,
чтобы не образовывалось морщин и складок, а второй,
расположившись напротив,
разравнивает и протаскивает материал через машину.
Еще
раз перенесите уже сшитый парус на плаз. Закрепив
парус шильями по углам, перенесите на ткань контуры всех шкаторин,
вычерчивая
их карандашом. (Если такой разметки не сделать, то при последующей
прошивке
швов по шкаторинам можно исказить правильную форму паруса.) Затем
окончательно
обрезайте парус по периметру и загибайте кромки передней, нижней и
верхней
шкаторин таким образом, чтобы края материала опять-таки оказались
внутри шва.
Места сгибов прогладьте утюгом и закрепив шов при помощи
резинового клея.
Заднюю
шкаторину оформите несколько иначе. Ее обрезают,
оставив припуск 8 мм лишь на подгиб кромки,
Из отрезанной части выкроите ленту-фальшивку шириной около
60 мм, а затем наложите ее на шкаторину и
пришейте на машине, подогнув обе кромки внутрь шва.
Углы
паруса нужно усилить, нашив боуты - накладки из той же
ткани в виде секторов. Для каждого угла вырежьте по два боута: один
(внутренний) радиусом около 150 мм и
другой (наружный) радиусом около 200 мм.
Кромки внутренних боутов подгибать не потребуется, потому что их
закрывает
наружный. У наружных боутов аккуратно подогните
5-8 мм по каждой кромке, после чего весь пакет еще раз прошейте
по периметру.
Осталось
пришить карманы для лат - тонких реек,
которые поддерживают серп по задней шкаторинв.
Карманы выкраиваются на 5 мм шире лат с
учетом подгибки кромок ткани. У самой шквторины карманы
расширяются до
двойной ширины латы. По шкаторине карман зашивается только на половину
высоты.
Здесь остается щель, через которую лата вставляется; затем
задний конец латы
опускается и упирается в зашитую часть кармана.
При
постановке на место боутов и латкарманов также
используется резиновый клей.
По
всем четырем углам паруса поставьте люверсы для
усиления кромок отверстий. На настоящих больших парусах люверсы
делают из
латунных штампованных деталей, которые развальцовываются уже на
парусе при
помощи специального инструмента. Для паруса “Оптимиста” сделайте
простейшие
люверсы своими силами. Согните из 2,5-миллиметровой медной проволоки
кольца
диаметром 20 мм и спаяйте концы. Наложив
кольцо на отверстие, его вручную обметайте парусной ниткой,
плотно укладывая
витки один к другому. Отверстие в ткани при этом сделайте совсем
небольшим,
чтобы оставшиеся края ткани можно было завернуть на кольцо.
Такие
же люверсы поставьте через 250 мм по
передней и нижней шкаторинам для пришнуровки паруса
слаблинем к мачте и гику.
Есть
три варианта крепления паруса к мачте и гику.
В
первом варианте верхний галсовый угол крепят, пропуская
короткую снасточку через отверстие, просверленное вблизи топа
мачты. Затем
вокруг мачты обносят, продев в верхний люверс паруса, конец
слаблиня и
завязывают здесь узел, а другой - длинный конец слаблиня пропускают
последовательно в каждый люверс, обнося каждый раз вокруг мачты.
Получается
“змейка”. Нижний конец слаблиня оборачивают вокруг гика и крепят на
обушке в
нижней части мачты.
При
втором варианте парус привязывают к мачте тем же
слаблинем, но каждый раз его ходовой конец проводят поверх предыдущего
шлага,
так что слаблинь идет уже не по спирали.
В
третьем варианте и к гику и к мачте парус крепят
отдельными короткими снасточками, пропущенными сквозь люверсы. Какой из
этих
вариантов выбрать - дело вкуса !
По
правилам класса оттяжку гика можно закрепить на гике не
далее 200 мм от мачты. К гику же привязывают шпрюйт - снасточку,
распределяющую
тягу гика-шкота на две точки на гике. По шпрюйту ходит верхний блок
гика-шкота.
Коренной конец гика-шкота закладывается за болт неподвижного нижнего
блока, который
крепится к обушку на киле. И опять ограничение правил: обушок этот не
должен
отстоять от шпангоута в корму дольше чем на 200 мм.
* Все возможные проблемы связанные с
постройкой
швертбота "Робинзон", могут полностью решиться с приобретением
Выпуска 2 ("Строим швертбот "Оптимист"), так как "Робинзон" является
логическим продолжением "Оптимиста".
СОДЕРЖАНИЕ
стр |
ГЛАВА |
|
|
Выпуск 3 |
CТРОИМ ШВЕРТБОТ “РОБИНЗОН” |
|
|
|
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО |
|
|
|
ОСОБЕННОСТИ
ПОСТРОЙКИ КОРПУСА |
|
|
|
ВЫБОР
ТКАНИ ДЛЯ ПАРУСА |
|
|
|
ШИТЬЕ
И ОТДЕЛКА ПАРУСА |
|
|
Вы
можете заказать
полную печатную
версию данного проекта (эскизы, чертежи)