0.14.11
САМОДЕЛЬНЫЙ ВЕЛОСИПЕД-АМФИБИЯ
велоамфибия
велоамфибия

А если для движения по воде использо­вать сухопутный велосипед!? Такая своеоб­разная велоамфибия удобна для загород­ных прогулок, отдыха на воде, для неболь­ших туристских походов и рыбалки.

Нет слов - катер и лодка хороши, но го­родскому жителю они подчас доставляют немало хлопот, связанных с хранением, пере­возкой и ремонтом, да и стоят дороже. А велосипеды есть у многих, и водная пристав­ка к ним, не требуя больших затрат и не за­нимая много места (ее габариты равны габаритам пары лыж с палками), может стать хорошим средством активного отдыха, осо­бенно для молодежи. И вот появи­лась конструкция, которая выносится на суд искателя. Она представляет собой пристав­ку к дорожному или туристскому велосипе­ду. При движении по суше приставка в сло­женном виде, в чехле пристегнута к раме велосипеда сбоку.

У воды приставку раскладывают, ставят на нее раму велосипеда (без колес), накачи­вают поплавки и... можно пускаться в пла­вание, не забыв прихватить с собой колеса.

Любителям мастерить, желающим изго­товить велоамфибию, потребуется несколько метров дюралевых труб и стального тросика для каркаса и шесть-семь метров водонепроницаемой ткани для изготовления поплавков. Кстати, можно сделать и чисто водный велосипед - «водопед», взяв за основу ста­рую велосипедную раму без колес.

Велоприставка состоит из силового кар­каса, надувных поплавков и винтового дви­жителя с приводом. Каркас выполнен из труб и расчалок и включает центральную балку 3, с которой через перекладины 14 шарнирно соединены продольные балки 12, а снизу на ней установлены передняя 11 и задняя 7 откидные стойки, являющиеся распорками для расчалок 16, соединяющих концы пере­кладин 14. Внешние концы задних перекла­дин 14 соединяются тросовыми расчалками 15 с рамой велосипеда, удерживая ее от па­дения на бок.

Для передачи нагрузки с силового кар­каса на надувные поплавки, к продольным балкам 12 снизу приклепаны ложементы 13 со съемными элементами 2. Надувные поплав­ки к этим деталям пришнуровывают за языч­ки.

Движительный комплекс приставки состоит из редуктора 10, гребного вала 9, гребного винта 6 и установленного за ним руля 5, соединенного с передней вилкой велосипеда штуртросовой проводкой 8. На концах цент­ральной балки 3 установлены узлы крепле­ния приставки к раме велосипеда.

Перечисленные основные элементы обра­зуют конструктивно-силовую схему пристав­ки.

Конкретное конструктивное исполнение указанных элементов и их соединений может быть различно в зависимости от технологи­ческих возможностей, степени конструкторской подготовки, вкусов и изобретательности строителя. Автор разрабатывал свою конструкцию с расчетом на серийное производ­ство, поэтому были использованы токарные работы и сварка.

Конструкция, изображенная на черте­жах, несколько отличается от испытанного образца, показанного на фотографиях. Го­товя чертежи к публикации, автор ввел ряд изменений. Для удобства и ускорения сбор­ки-разборки без инструмента болтовые соеди­нения откидных стоек 7 и 11 заменены на быстросъемные штыри; в узлах крепления к раме велосипеда гайки заменены на гай­ки-барашки. Для упрощения конструкции и уменьшения габаритов в сложенном поло­жении исключена кольцевая насадка греб­ного винта, а широкие части ложементов выполнены съемными. Для повышения ско­рости диаметр поплавков уменьшен с 300 до 250 мм с увеличением их длины до 2800 мм; трехлопастной винт диаметром 200 мм заме­нен на двухлопастной D=270 мм, имеющий более высокий КПД; гребной вал вместе с редуктором и винтом опущены на 100 мм глубже, чтобы исключить просасывание воз­духа к винту и его кавитацию. Кронштейн 32 выполняет роль антикавитационной пли­ты, защищая винт от прососа воздуха с поверхности.

Решившие изготовить велоприставку, могут воспользоваться приведен­ными чертежами основных узлов
.

рама
на воде

Основные данные велоамфибии

Масса приставки в сборе, кг
8,5 - 9,0
Габариты в сложенном положении, м
2,0х0,25х0,15
Габариты велоамфибии на плаву, м
2,8х1,45х0,9
Осадка в полном грузу, м
0,35
Масса амфибии в порожнем, кг
26
Грузоподъемность на плаву, кг
100-120
Объем двух поплавков, л
256
Число оборотов винта при скорости вращения педалей 1 об/с., об/м
1260
Скорость на воде (с винтом диаметром 270 мм), км/ч
8 - 10


Чертеж 1
Чертеж надувного поплавка, схема раскроя материала для изготовления поплавка и перегородки
Чертеж 2
Общий вид велоамфибии в сборе и габаритная схема при установке на поплавки
Чертеж 3
Общее расположение велоамфибии и сборочный чертеж

К ним необходимо дать следующие пояс­нения.

В переднем поворотном узле использова­ны подшипники 18, применяемые в вилках дорожных велосипедов. В опорном подшип­нике гребного вала установлены фторопластовые втулки 33, способные работать в воде без смазки. При отсутствии фторопласта втулки можно изготовить из капролона.

В качестве редуктора использована руч­ная двухскоростная дрель с передаточным отношением 7:1. Вместе с цепной передачей она обеспечивает перчаточное отношение между валим гребного винта и валом педа­лей 21:1. Вместо боковой ручки па шестигранный хвостовик дрели установлена ма­лая звездочка 29 ценной передачи: вместо верхней опорной ручки установлена вилка, которой дрель шарнирно соединена с крон­штейном рамы. Вместо патрона на валу дре­ли закреплен гребной вал 9.

Гребной винт 6 левого вращения, диа­метром 270 мм, шагом 230 мм, двухлопаст­ной, стеклопластиковый. Лопасти винта можно изготовить и из листового металла, соединив их со ступицей клёпкой (алюминиевые сплавы Д-16 и К-48) или аргоно-дуговой сваркой (алюминиевый сплав АМг-61); Такой винт проще доводить в процессе испы­таний, обрезая лопасти или меняя их тол­щину и жесткость.

Можно использовать и готовые винты левого вращения, например, от подвесных моторов «Ветерок-8» или «Ветерок-12».

Пружины, установленные в штуртросовой проводке рулевого управления, выпол­няют несколько функций: постоянно натяги­вают троса, предотвращая их от провиса­ния, позволяют снимать качалку 36 с руля, чтобы сложить стойку 7, и главное - позво­ляют уменьшать нагрузки на руль, вытяги­ваясь при резкой перекладке руля велоси­педа на большой угол.

Расчалки 15 крепятся к раме велосипеда с помощью рычажного натяжного замка 4, который надевается на концы винтовой шпильки, установленной пол седлом вместо штатного болта М8.

При складывании приставки снимают ложементы 2 качалку 36, вынимают за коль­ца штыри стоек 7 и 11, отклоняют перекла­дины 14 назад, а стойки 7 и 11 вверх. При этом руль пропускают между ложементами 13 и складывают па бок. Ложементы 2 укла­дывают стопкой над балками 12 и 3.

При движении по воде колеса можно уло­жить сверху в задней части приставки и пристегнуть к перекладинам 14 ремешками или хомутиками.

Надувные поплавки изготовлены из про­резиненной ткани «500» («серебрянка»). Для увеличения воздухонепроницаемости и предохранения хлопчатобумажной основы ткани от намокания и гниения, ее обратную сторону нужно покрыть двумя слоями герме­тика 51-Г-10, разведенного бензином Б-70 в отношении 1:1 по объему.

Для изготовления поплавков можно ис­пользовать также капроновую или лавсано­вую ткань, пропитав ее герметикой 51-Г-10 или герметикой У-3ОМЭС-5, полиуретаном или клеем «Момент-1», разведенным на ски­пидаре в отношении 1:1 по объему.

Желательно, чтобы пропитанная ткань была эластичной и обладала водоотталки­вающим свойством. Все клеевые соединения ткани можно выполнить клеем «Момент-1».

Носовая и кормовая оконечности поплав­ка имеют одинаковую форму.

Для крепления к ложементам на поплав­ках приклеиваются язычки 22 из полосы той же ткани шириной 80-100 мм. Язычки луч­ше клеить к надутым поплавкам по готовым ложементам 13 и 2.

Для крепления поплавков шнуровкой в язычках делаются отверстия диаметром 10 мм с шагом 90-100 мм, а в петли язычков продеваются спицы 25 из дюралевых элек­тродов диаметром 3 мм.

Для повышения живучести велоамфибии при проколе одного или даже обоих поплав­ков, каждый из них поперечными перегород­ками разделен на три отсека; перегородки сделаны в виде конических диафрагм. Такая форма диафрагм хорошо сохраняется под давлением и позволяет сворачивать поплав­ки без складок. Вклеивать перегородки нужно в последнюю очередь, оставив для этого в средней части поплавка незаклеенный учас­ток шва длиной в полметра. Шов лучше располагать снизу.

Накачивать поплавки удобнее при помо­щи резиновой помпы (лягушки). Для этого в каждый отсек поплавка надо вклеить вен­тили со съемными ниппелями от резиновой лодки.

Оконечности поплавков лучше выклеи­вать не «на руках», а на болване, который можно изготовить из пенопласта, дерева, папье-маше, глины. После склейки все швы надо промазать герметикой, а наружные швы после этого заклеить полосками ткани шириной 20 мм.

Для повышения герметичности, улучше­ния внешнего вида и придания водоотталкивающих свойств поплавки можно окрасить эластичной краской, изготовленной по сле­дующему рецепту: клей «Момент-1» - 1 тю­бик; скипидар - 0,5 л; алюминиевая пуд­ра - 100 г.

В заключение несколько слов о дальней­шем улучшении конструкции.

Дрель и наклонный вал можно заменить на вертикальную поворотную колонку, исклю­чив руль. Это позволит снизить вес, габари­ты и сопротивление амфибии и избавит от необходимости разъединять цепь.

Интересно попытаться вместо винтового движителя применить движитель типа «ры­бий хвост» на концах поплавков или типа «каракатицы» между поплавками.

И  наконец, - создать  приставку,   не  требующую снятия колес. При дальних турист­ских походах можно использовать парус.

P.S.

И СНОВА МУСКУЛЫ

Мускульная сила человека с древнейших времен использовалась для движения транспортных средств. В среднем мощность одной «человеческой силы» оценивается в 0,12-0,15 л.с.; нетрудно прикинуть мощность, которую развивали, например, 200 гребцов триремы.

В последние годы к применению мускульной силы вновь обращено внимание изобретателей. На суше педальный привод незаменим, а на воде ему еще приходится выдерживать конкуренцию с весьма эффективными традиционными веслами.

Но, как считает большинство изобретателей, будущее принадлежит легким педальным аппаратам на подводных крыльях, Ранее на подобном гидровелосипеде весом 18 кг уже удалось превысить мировой рекорд скорости, установленный на веслах - на академической одиночке. Олимпийский чемпион Стив Хегг на дистанции 2 км развил на гидровелосипеде скорость 17,7 км/ч. А ближайшей целью является достижение скорости 24 км/ч.


ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

E-mail: farsail@mail.ru

Hosted by uCoz